?

Log in

заглянувшие Братья по оружию Календарчег profile English version Previous Previous Next Next
Путин и Годвин - Вы ошиблись адресом
Или просто сошли с ума
dobrokhotov
dobrokhotov
Путин и Годвин

Закон Годвина в интернете – такой же основополагающий фундамент, как ньютоновские законы в механике. В изначальной своей формулировке он звучит так: «По мере разрастания дискуссии вероятность употребления сравнения с нацизмом или Гитлером стремится к единице». Но еще важнее первое следствие закона Годвина: «Как только в дискуссии используется сравнение с Гитлером или нацизмом, ее следуют закончить».

Вплоть до последних недель этот закон действовал и в отношении Путина: сравнение российского президента с Гитлером могли позволить себе только чрезмерно пассионарные оппозиционные активисты. А тут вдруг как прорвало: начиная с сочинской Олимпиады аналогию современной России с Третьим Рейхом используют все кому не лень, в том числе и совсем неглупые, уважаемые люди. Виктор Шендерович стал сравнивать сочинскую и берлинскую олимпиаду, за что подвергся травле властей, затем Савик Шустер посвятил пламенную речь сравнению Путина с Гитлером после введения войск в Крым (видео с его выступлением разошлось по всему интернету), затем профессор Зубов едва не был уволен из МГИМО за сравнение Крыма с Судетами. Сравнение Путина с Гитлером стало общим местом в ходе протестов, прокатившихся по всему миру, после ввода российских войск в Крым.

Похоже, первое следствие закон Годвина перестало работать: при упоминании Гитлера дискуссия не заканчивается, наоборот, с этого именно она теперь и начинается. Как так могло произойти, ведь понятно же, что абсурдно кого-то из современных политиков – и Путина в том числе - сравнивать с Гитлером, организовавшим холокост и развязавшим войну, которая стала крупнейшей катастрофой XX века (сам Путин, правда, считает крупнейшей катастрофой века распад СССР, что, надо признать, несколько настораживает). Но раз это сравнение стало-таки общим местом, значит есть какая-то причина.

Как и в случае с ньютоновскими законами, которые действуют для статичных систем, многое становится относительным, если рассматривать систему в динамике. Так вот именно в динамике развитие политических событий в России и правда порождает множество пугающих ассоциаций с Третьим Рейхом. И даже если современная Россия вовсе не столь тоталитарна, сколь гитлеровская германия (а это несомненно так, иначе этого текста никто бы не увидел), это не значит, что в пути эволюции этих двух политических систем нет общих закономерностей. И если уж эти аналогии проводить, то начинать надо совсем не с олимпиады.

С 1919 по 1933 год в Германии существовала Веймарская республика – демократическое государство с более чем либеральной конституцией. Страна в этот период была ослаблена тяжелым экономическим положением, что вызывало недовольство значительной части населения, вдобавок ностальгирующего по былой мощи СССР Германской империи. На этом фоне демократически избранный президент Ельцин Гинденбург не пользовался большой популярностью и в результате стечения ряда обстоятельств он решил поставить Гитлера во главе правительства (по сути, сделав его своим преемником). Выбор это был не самый очевидный, но в чем-то логичный: Гитлер был одним из тех, кто имел все основания на массовую популярность, эксплуатируя идеи сильного государства, борьбы с олигархами, восстановления ущемленной национальной гордости. Первым делом Гитлер поставил под контроль СМИ, Думу Рейхстаг, и «равноудалил» олигархов (многие из которых стали спонсорами его государственных проектов).

Ключевым понятием пропаганды Гитлера было «Единство», что было позаимствовано у Муссолини: Italia Fascista переводится как «Единая Россия» «Единая Италия» (от fascio – объединение). Точно также и у немцев: все помнят лозунг Олимпийского комитета России «Одна страна – одна команда»   нацистов: «Одна нация, один рейх, один фюрер». Все, кто были недостаточно едиными – становились жертвами системы, даже если и не собирались выступать против нее. Так, например, Гитлер начал гонения на геев: пропаганда описывала гомосексуальность как наступление на морально-нравственные нормы и отвратительное проявление либерализма.

«Либеральная пресса» также была в центре критики нацистов, Дмитрий Киселев Геббельс доходчиво втолковывал немцам, что с ее помощью внешний враг пытается создать внутри страны «пятую колонну». Важным элементом режима был культ личности Путина Гитлера, который поддерживался как постоянным восхвалением в прессе, так и эффектными массовыми мероприятиями, такими как выступление Путина Гитлера на олимпийском стадионе в Лужниках Берлине, где фюрер утверждал, что победы заключены в генном коде нашего народа победы Германии связаны с чистотой арийской крови.

Третий Рейх был, безусловно, милитаристским государством - военные расходы были крупнейшей статьей расходов в бюджете путинской России Германии и эта доля постоянно росла.

Особенно резко «закручивать гайки» Россия Германия стала уже после олимпиады. До этого Германия хоть и подвергалась критике либеральными странами Запада, но в целом сохраняла с ними нормальные дипломатические отношения. Сама же Олимпиада стала поводом для патриотического подъема и роста пропагандистского накала. Несколько подпорченным, правда, пропагандистский эффект оказался из-за лесбиянки Иэрн Вюст из Нидердландов, взявшей золотую медаль, негра Джесси Оуэнса из США, завоевавшего четыре золотые медали.

Нет нужды вспоминать о том, как Гитлер вводил войска в Судеты под надуманным предлогом защиты местного немецкого населения (которому на самом деле никто не угрожал) – пример этот разобран уже по косточкам.

Все эти параллели будут бессмысленны, если пытаться посредством их натянуть на Путину маску Гитлера, это все равно будет выглядеть нелепо и неубедительно. Дело не в Путине, а в обществе, которое все происходящее воспринимает как должное и легко заглатывает все геббельсовские наживки. Путин совсем не Гитлер, конечно, а вот российское общество в массе своей такое же наивное, послушное и легко превращающееся в агрессивное, как и немецкое общество 30-х. Еще пару недель назад россияне были категорически против введения войск в Украину. После короткой информационной обработки на телевидении, широкие массы уже приветствуют это решение. Кто бы мог в это поверить еще месяц назад? И если власть смогла убедить россиян, что завоевывать Украину – это хорошо, то можно ли быть уверенным, что что она не убедит их в необходимости концентрационного лагеря? Пока средний россиянин смотрит телевизор 3,5 часа в день первое следствие закона Годвина будет неактуальным.

22 согласившихся я тоже хочу Поддержать
Comments
timur_nechaev77 From: timur_nechaev77 Date: Март, 6, 2014 10:50 (UTC) (сцылка:)
Дело не в Путине, а в обществе, которое все происходящее воспринимает как должное и легко заглатывает все геббельсовские наживки.
===================
Не все это поддерживает, даже и не большинство. Поддерживает Путина только православно-фашистский сегмент российского общества, то есть, патриоты-государственники. Вот они за войну.

seoz From: seoz Date: Апрель, 28, 2014 08:50 (UTC) (сцылка:)
Сюдя по опросам агрессию в отношении Украины поддерживают 80-90% российского общества. Т.е. почти все.

Edited at 2014-04-28 08:50 (UTC)
timur_nechaev77 From: timur_nechaev77 Date: Апрель, 28, 2014 09:01 (UTC) (сцылка:)
Что-то не верится. Среди моих знакомых никто её не поддерживает.
seoz From: seoz Date: Апрель, 28, 2014 10:59 (UTC) (сцылка:)
Вот данные по леваде на конец марта, про крым. www.l e v a d a.r u /31-03-2014/rossiya-ukraina-krym. Примеры:

КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ?

руководство Украины - 77%
руководство России - 3% (sic!)

ЕСЛИ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ ПРОИЗОЙДЕТ, БУДЕТЕ ЛИ ВЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ РУКОВОДСТВО РОССИИ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ?

да - 74%
нет - 13%

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОХОДЯЩИЕ СЕЙЧАС В РОССИИ МАССОВЫЕ АКЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА?

поддерживаю - 74%
не поддерживаю - 17%

Edited at 2014-04-28 11:00 (UTC)
timur_nechaev77 From: timur_nechaev77 Date: Апрель, 28, 2014 11:02 (UTC) (сцылка:)
Леваде не верю.

Edited at 2014-04-28 11:02 (UTC)
seoz From: seoz Date: Апрель, 28, 2014 11:14 (UTC) (сцылка:)
По результатам ВЦИОМА поддерживают еще больше, около 90% (ВЦИОМ такой ВЦИОМ).

Почему не веришь-то? Какие основания считать что дела обстоят по-другому?
timur_nechaev77 From: timur_nechaev77 Date: Апрель, 28, 2014 11:18 (UTC) (сцылка:)
Я ж говорю, все знакомые против войны.
alex379 From: alex379 Date: Март, 6, 2014 12:31 (UTC) (сцылка:)
У фантаста Владимира Михайлова есть рассказ "Приглашение на ночную охоту" - о том, что бывает, если бояться кричать "Волки!" и закрывать на волков глаза. Даже когда они тебя кушают.
Путин не Гитлер, факт. Но проводимая им политика и предполагаемые последствия - достаточно близки.
dobrokhotov From: dobrokhotov Date: Март, 6, 2014 15:31 (UTC) (сцылка:)
надо почитать.
tvguide_khv From: tvguide_khv Date: Март, 6, 2014 13:08 (UTC) (сцылка:)
Ничего не мешает реализвать что-то гуманное “Белоленточников под домашниый арест! Составляем списки своего района!” Думаете не откликнутся? В управах быстро сработают по тем кто активничает на земле и мешает им жить. И подпишут это все 70 летними тетушками-титушками.
dobrokhotov From: dobrokhotov Date: Март, 6, 2014 15:31 (UTC) (сцылка:)
тетушки-титушки - это крутое понятие
komarov From: komarov Date: Март, 6, 2014 13:44 (UTC) (сцылка:)
Не буду придираться насчёт статических и динамических систем, напишу только об основном.

Ты написал так, что мысль текста осталась недоступной. Всю дорогу описывал, насколько действия Путины похожи на действия Гитлера в своё время, и потом - рраз! Путин - не Гитлер! Ну ОК, знак равенства никто и не ставил. О чём спор?
friendlystrnger From: friendlystrnger Date: Март, 6, 2014 15:13 (UTC) (сцылка:)
это не спор, это наблюдение ;)
афтар только сейчас заметил подавляющую инфантильность граждан РФ, отсутствие соц.ответственности и т.п.
dobrokhotov From: dobrokhotov Date: Март, 6, 2014 15:34 (UTC) (сцылка:)
Смысл в том, что ПОКА путина глупо сравнивать с гитлером, но судя по динамике, общество у нас, увы, готово позволить ему им стать.
komarov From: komarov Date: Март, 7, 2014 02:43 (UTC) (сцылка:)
понятно))
friendlystrnger From: friendlystrnger Date: Март, 6, 2014 15:21 (UTC) (сцылка:)
Лагерей ждать не стоит, а вот восстановления "железного занавеса" и холодной войны - вполне, похоже, это то, чего не хватает Путину если не для "восстановления" ссср, то для компенсации его "крупнейшей катастрофы века" ;)
Иван Троловский From: Иван Троловский Date: Март, 11, 2014 11:50 (UTC) (сцылка:)
Ога, восстановление железного занавеса, значит, будет, неминуемое снижение уровня жизни (без западных товаров народного потребления) - будет, а вот лагерей (чтоб загнать народной недовольство всем этим под шконку) - ну что вы, как можно...
Ferapont Kolbasov From: Ferapont Kolbasov Date: Март, 21, 2014 12:40 (UTC) (сцылка:)
Причем занавес строит теперь сша, так как акция подрыва фундамента РФ несмотря на щедрые пожертвования сребреников 5 колонке провалилась...
leisurebocker From: leisurebocker Date: Март, 7, 2014 22:58 (UTC) (сцылка:)
Если россияне перестанут смотреть телевизор, то кремлеботы засрут интернет так, что голоса достойных людей просто утонут.
Ferapont Kolbasov From: Ferapont Kolbasov Date: Март, 21, 2014 12:32 (UTC) (сцылка:)
Это вы себя в достойные записали? а еще пара человек в этом мире есть, кто оценил ваши достоинства?
Иван Троловский From: Иван Троловский Date: Март, 11, 2014 11:48 (UTC) (сцылка:)
"Закон Годвина" - тухленькая придумка неумных буржуйчиков, полагающих, из-за излишне самоуверенного переложения опыта окружающей их социальной реальности на всю планету, что нацизм и фашизм - неактуальные в современном мире явления, а демократия - общепринятый и общепризнанный дискурс.
seoz From: seoz Date: Апрель, 28, 2014 08:46 (UTC) (сцылка:)
Надо понимать, что образ Гитлера, как дьявола во плоти, а нацисткой Германии как мордора искажен в современных представлениях, по понятным причинам. Не стоит так демонизировать, надо быть разумным человеком, а не эмоциональным, и не кричать "ужас, ужас, ужас!!!" при слове "Гитлер" или "Нацизм". Гитлер не был демоном, он был просто плохим человеком. Ровно так же плохим человеком является Путин, и Гитлера он нисколько не лучше. А вся излишняя демонизация - следствие пропаганды победителей по отношению к побежденному. Всем ведь хочется победить не просто человека, а самого Сатану; победить не просто государство, а Вселенское Зло; остановить не просто завоевание, а Всемирный Апокалипсис.

Edited at 2014-04-28 08:48 (UTC)
22 согласившихся я тоже хочу Поддержать